Краткая биография Владимира Семеновича Высоцкого |
Отчет о концерте |
Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни. Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась." Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями... Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова. Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин. И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову". А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого. "Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью." ...20 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию... "Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями... |
Итак, отчет о концерте. Сразу отмечу, что точность названий песен не гарантирую. Со временем уточню. Лично я пошел на этот концерт именно из-за Высоцкого, хотя, должен признаться, обратил внимание на афишу только благодаря таким именам, как Юрий Шевчук, Илья Чёрт, Александр Чернецкий. Увы, еще на подходе к зданию Мюзик-Холла мы поняли, что не все пришедшие на концерт пришли туда ради Высоцкого. Наличие раскрашенных в черные тона мальчиков и девочек, желтых "Пилот"овских футболок и т.п. сразу смутило. Но об этом позже. Открывать концерт выпала честь Юрию Юлиановичу Шевчуку вместе со всей группой ДДТ. После первых же аккордов стало ясно, что со звуком проблемы. После 5 минут мучений Шевчук принял мужественное решение отключить на сцене ВСЕ (!) мониторы. И все свое выступление группа играла в "тишине на сцене", как сказал Шевчук. Первой была исполнена неизвестная мне песня Высоцкого, затем песня "Протопи ты мне баньку", затем "Эх, раз, да еще раз". После этого под апплодисменты зала ДДТ сыграли "А с небосклона падали звезды". Закончили они двумя своими песнями - "Господь нас уважает" и "Кладбище". Следующими на сцену вышла команда "СП Бабай" - довольно самобытный дуэт. Главное и основное ощущение от их выступления - потрясающая похожесть голоса солиста на голос Высоцкого. Ими были исполнены песни "Песенка прыгуна в высоту", "Правда", "Козел отпущения", "Баллада о любви", "Еще не вечер". Все песни были сыграны очень хорошо, красиво и качественно! После них вышел на сцену Михаил Башаков. Первоначально у зала сложилось ощущение, что он пьян в стельку. Однако оказалось, что это был лишь сценический образ. Ибо он пел песню "Ну спи, Серега". Это была единсвенная песня Высоцкого, спетая им. Закончил он двумя своими песнями: "До свидания, молодость" и "Красная рябина". Затем на экране было показано видео с обного из концертов Высоцкого, где он играл песню "Кони ретивые". От этого видео осталось на душе странное впечатление чуть ли не ожившего Высоцкого. Однако это впечатление было напрочь разбито следующими участниками концерта - "Кукрыниксами". Было видно, что им, в принципе, все равно, что это концерт памяти Владимира Семеновича. Отыграли они стандартный высокоэнергичный набор песен, начав "Серебряным сентябрем", разбавив выступление лишь "Песней об уходе в рай" и закончив "Солдатской печалью", "Каменным гостем", песнями "Ночуя над головой" и "Не беда". К сожалению, на этом цирк не закончился. Достойным дополнением Кукрыниксов стал солист Мюзик-Холла. Нет, спел-то он песни ("Старый дом" и "Кони привередливые") хорошо. Но вот аранжировки... Как бы это по-мягче... Были не совсем к месту. Скорее даже совсем не к месту. В этом месте был объявлен антракт, после которого по программе должно было быть еще одно видео Высоцкого, однако организаторы совершенно справедливо посчитали, что многие не успеют вернуться из буфета к началу второй половины. Поэтому вторую часть начала группа под названием "Лена Тэ". Начали они со своей песни "Более, чем ты", затем была "Беда", и закончили свое выступление они "Инопланетянином". Когда группа освободила сцену, на экране было-таки показано видео Высоцкого "Птица Гамаюн". Без комментариев. Пока шло видео, заметно было, что на сцене появился Илья Чёрт (группа "Пилот"). К сожалению, одновременно с появлением его на сцене около левых динамиков стала появляться толпа малолетних поклонников группы "Пилот". Которые сильно портили впечатление и от выступления Чёрта и от концерта вцелом. Однако сам Илья оставил очень хорошое ощущение после себя. Как правильно отметил ведущий, ему удалось объединить три поколения: тех, кто был на концертах Высоцкого лично; тех, кто воспитывался на его песнях и тех, кто с трудом представляет, кто такой Владимир Семенович Высоцкий. Чёрт сыграл две песни Высоцкого (не исполнявшиеся им лично) из сказки "Алиса в стране чудес", а также несколько своих песен: "Утренний поезд", "Вернемся в Питер", "Море", "Мост через вечность", "Сегодняшним днем", "Мира круг" и "Шнурок". Завершали концерт "два барда из Москвы" - Алексей Летуновский и товарищ (фамилии не услышал), а также Александр Чернецкий ("Разные люди"). Описать их высупление не могу, так как по причине позднего времени должен был двинуться домой. На этом завершаю свой отчет. Напоследок хочу отметить, что концерт был проведен на высоком уровне, если не считать некоторых недоработок в техническом плане и в подборе участников. Побольше бы таких... |